Статьи за 2022 год:

Архив по годам:

Жертва ради мира

Газета "Первый номер" №02 (376) https://openlipetsk.ru/residents/freaked-out-and-came/

КРЫМЧАНИН ПОСТАВИЛ В ЛИПЕЦКЕ СПЕКТАКЛЬ О БРАТСКОЙ ВРАЖДЕ

Новый спектакль «Вышел ангел из тумана» по пьесе Петра Гладилина на сцене театра драмы имени Толстого
поставил режиссёр государственного академического
музыкального театра Республики Крым Владимир Косов. Работа над постановкой строилась в рамках творческого сотрудничества между театрами. О смысловой нагрузке и высшей
математике — в интервью «Первому номеру».

Месть двух братьев

— Владимир Анатольевич, почему вы выбрали пьесу
Гладилина «Вышел ангел из тумана»?
— Давно знаком с творчеством Петра Гладилина. Мне
нравится его свобода фантазии, порой мистический подход
к бытовым проблемам и социуму. У него очень театральные,
неожиданные трактовки конфликтов. На мой взгляд, его произведения соответствуют современному театру. К тому же направлены к человеческой душе, с чем всегда интересно работать, что любопытно исследовать

— Так о чём постановка?
— Казалось бы, сюжет не новый, бытовой. Как в стихотворении Маршака, где из-за капли мёда разгорается ссора, так
и здесь из-за неудачной шутки возникает конфликт, который
перерастает в большую беду. Начинается великая месть двух
родных братьев. Они уже не только откровенно ненавидят, но
и пытаются уничтожить друг друга, нанося ущерб карьере,
личным отношениям. Такие ситуации происходят и в жизни.
Люди конфликтуют, не могут в какой-то момент остановиться и проявить любовь, просто сказать «прости». Не позволяет
гордыня. Живут с обидой дальше. Не сохраняют то, что для
них ценно, уничтожают в себе любовь. Жанр нашей истории
— трагикомедия с мелодраматическими нотками, ведь ради
любви, мира, кровных связей третий человек принесёт себя
в жертву

Живите, любите и умейте прощать

— Когда узнала, что вы работаете над
постановкой по этой пьесе, у меня возникла
мысль, что братья — это аллюзия России
и Украины.
— Я такой смысл не вкладывал. Но ассоциации вполне возможны, потому что без отображения проблем сейчас никуда. В постановке присутствуют политические
моменты. Но я больше сосредоточился на современном
человеке, с его пороками, желаниями, стремлениями.
Один из персонажей произносит такую фразу: «Жизнь
скоротечна, она протекает как одно мгновение. Мы
должны запомнить каждую минутку нашей жизни. Как
шуршит листва, дует ветер». Постановка о том, что нужно ловить все нюансы, запоминать их, чтобы они остались в вечности. Живите сегодняшним днём, любите
и умейте прощать.
— Какая, на ваш взгляд, целевая аудитория
данного спектакля?
— Аудитория, которая уже имеет жизненный опыт,
испытала какие-то чувства. Кто уже понимает, что такое
любовь, нежность, ласка. Кто испытал разрыв с родителями. Это, как правило, люди старше 16 лет

Высшая математика в искусстве

— Каждый режиссёр в постановку привносит
что-то своё. Много вашего личного в этом
спектакле?
— Полтора месяца моей жизни (улыбается). Привнёс свои мысли, чувства, эмоции. Во время работы с артистом стараешься сделать так, чтобы он максимально
точно передал решение событийных, ключевых сцен.
Первый способ — показать актёру своё видение, чтобы
он повторил. Однако он может чувствовать себя каторжанином и, как только режиссёр уйдёт, сбросит кандалы
и развалит спектакль. Высшая математика — подобрать
ключ к актёру, подвести его к тому, что ты хочешь увидеть. При этом он должен думать, что пришёл к этому
сам. За своё человек всегда будет бороться и болеть.

— Вы работаете не со своей труппой,
а с актёрами театра Толстого. Есть сложности?
— Совсем не сложно. Уже не в первом театре ставлю спектакли. Сделал открытие для себя, что плохих
артистов не бывает. Есть люди, лишённые мотивации,
загнанные проблемами. Артист — тяжёлая профессия.
Мы все рождаемся со светлыми мечтами. Никто не хотел
стать посредственным артистом, только великим! Но
путь актёра зависит от многих обстоятельств. Если не повезло с режиссёром, администрацией, самим театром
— себя не раскроешь, обозлишься. Также немаловажно
сохранить себя в профессии. Актёрство — постоянный
путь. Нельзя останавливаться, добившись места в гримёрке, какого-то звания, признания.

— Вы привезли с собой кого-то из своих
актёров?
— Зачем же я буду обижать местных артистов? Здесь
замечательные, талантливые ребята. Получаю большое
удовольствие от репетиций. У них хорошая органика,
внутренний мир, правильное отношение к творчеству.
Они находятся в постоянном поиске. У них достаточный
опыт, понимают меня с полуслова.

Спектакль ради одного актёра
— Вы не первый режиссёр, который ставит эту
пьесу, смотрели работы своих коллег?
— Нет. Только приехав сюда, узнал, что ещё кто-то
ставил. К этому моменту спектакль уже сложился в голове, поэтому не очень интересно было смотреть.
— Для вас важно, чтобы вы были первым
режиссёром, адаптировавшим произведение
для сцены?
— Нет. Поскольку я главный режиссёр театра, мой выбор складывается из многих факторов. Основные: актуальность пьесы в современности; выбор автора, который
станет сотворцом; наличие в театральном коллективе
людей, которые могут воплотить замысел в данный момент. Этому учили ещё в театральном институте имени
Щукина. Ещё есть пьесы, которые подходят под запросы
театра или коллектива. Порой приходит актёр и говорит, что он всегда мечтал сыграть такую-то роль. Смотрю и понимаю, что нужно дать ему эту возможность именно сейчас. Потому что через три года будет уже
поздно. Ради него и ставим спектакль.

Музыкальная иллюстрация

— Вы режиссёр музыкального театра. Какими
партиями, необычными музыкальными
решениями наполните спектакль?
— Театр — искусство синтетическое. Всё смешано.
В музыкальном театре музыка — основа драматургии,
главный язык. В драматическом театре музыка часто
несёт иллюстративный характер, помогает режиссёрам
добиться от зрителя желаемого отзыва. Отношусь
к этому осторожно, чтобы не превратить в спекуляцию.
Для этого спектакля выбрал творчество Аллы Пугачёвой. На мой взгляд, её песни наиболее точно отражают
советскую эпоху и её быт. В спектакле будет обращение
к этому периоду. Звучанием не злоупотребляю, оно здесь
уместно, корректно, где-то дополняет действие, где-то
попадает в смысл, создаёт атмосферу. Больше рассчитываю на артистов. Пусть они «тащат» действие на своих
плечах (улыбается).

— Один из ключевых моментов в ваших
работах — декорации, спецэффекты. В чём
уникальность оформления этой постановки?
— Пусть судит зритель. В Липецк привёз своего художника Кирилла Ерёмина, с которым поставил не
один спектакль. Мы хорошо друг друга понимаем, экспериментируем. Поскольку основа пьесы — бытовой
конфликт, а финал мистический, декорации в высокой
степени условны. Большое значение придали световой
гамме. Поэтому лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Для липецкого зрителя

— Вы три раза были с гастролями в нашем
городе. Есть среди липчан зрители, которые
посещают все ваши постановки? Может, кто-то
вам пишет?
— Да, у нашего театра есть свои зрители. Нампишут, нас
ждут, мы всегда с удовольствием приезжаем. Недавно нас
просили ещё раз показать и спектакль «Леонардо».
— Что планируете для в следующего раза?
— Недавно в сотворчестве с Кириллом Ерёминым поставили первую оперу в Крыму «Травиата». Она получила высшую театральную премию республики «Золотой
грифон». Есть идея представить её липецкому зрителю.
Как и спектакль «Сильва». Планируем приступить к работе над ним в середине апреля.

ДОСЬЕ
Владимир Анатольевич Косов — актёр, режиссёр.
Заслуженный деятель искусств Республики Крым. Родился
в 1968 году в Симферополе. Окончил театральный
институт имени Щукина. Соорганизатор камерного
театра-студии «На Москольце». С 2006 года служит
в Крымском музыкальном театре. С 2015-го главный
режиссёр театра. Самые известные постановки:
«Дубровский», «Мост над рекой», «Бал для Золушки»,
«Ханума», «Чиполлино», «Орфей и Эвридика», «Юнона
и Авось», «Роман о девочках», «Севастопольский вальс»,
«Прощай, конферансье!», «Очень простая история»,
«Человек-амфибия».

__________________
Текст: Виктория Толчеева
Фото: Сергей Паршин

 
 

Другие публикации: