Статьи за 2022 год:

Архив по годам:

На юбилейных парусах

Газета "Первый номер" 7 июня 2022

Премьера спектакля «Табачный капитан» (12+) в театре Толстого дала старт празднованию 350-летия Петра I в Липецке и стала центральным мероприятием открытия Международного культурного центра (МКЦ) «Дни Петра на Липецкой земле». В программу центров включены регионы России, тесно связанные с именем Петра I. Кроме Липецка МКЦ открылись в Саратове, Сергиевом Посаде, Краснодаре, Калининграде.

 

ОТЕЦ-ОСНОВАТЕЛЬ

Открытие цикла мероприятий прошло в холле театра Толстого. Ведущими стали актёры, герои спектакля, одетые в костюмы Петровской эпохи. Они напомнили, что Петра I по праву считают отцом-основателем Липецка. Именно по его велению здесь появились металлургические заводы, первый целебный источник. На территории курорта «Липецкие воды» получили рождение и театральные традиции нашего края. Здесь же был организован первый советский драматический театр в Липецке. 

 

ЕГИПТЯНИН В РОЛИ ГАННИБАЛА

Деньги на постановку «Табачного капитана» в рамках МКЦ выделило Министерство культуры. Спектакль должен был соответствовать нескольким условиям: задействовать несколько коллективов региона и быть международным, то есть привлечь иностранных артистов или режиссёров. Роль крестника Петра I Ибрагима Ганнибала в Липецке сыграл студент ЛГПУ Мина Лорис.

— Я приехал из Египта год назад, — рассказал молодой человек. — Часто ходил в театр. Однажды спросил: «Можно мне сыграть роль?» Мне ответили: «Мина, ты не знаешь русский!» Но вот теперь я выучил язык, разговариваю и играю. Мне очень нравится! Музыка, танцы, вокал «Табачный капитан» в Липецке стал и одним из самых массовых спектаклей — в нём задействовано четыре творческих коллектива города, более 60 музыкантов, вокалистов, танцоров. Буквально в первые минуты на сцене с аккордеонами, кларнетами и домбрами появились музыканты — ансамбль народных инструментов «Мозаика» и его руководитель Александр Ролдугин.

Вскоре липчане увидели и солистов Липецкой государственной филармонии. Для начала они исполнили песню влюблённых: дочери купца Любови Карповны Смуровой (актриса Ксения Пудовкина) и калмыка Ахмета (Евгений Власов). Ну а затем не только голоса, но и актёрские способности вокалисты смогли раскрыть в квартете обиженных бояр, не принимающих реформы Петра I. Всё это время на сцене присутствовали танцоры. Ансамбль «Данс Ленд Клаб» под руководством Игоря Сурмия (он и сам задействован в спектакле) стал полноценным его участником. Танцоры исполняли роли прислуги, моряков, поваров во французском трактире.

 

ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СЮЖЕТ

Главный персонаж пьесы — калмык Ахмет, холоп бояр Свиньиных. Пётр I в конце пьесы нарекает его «Табачным капитаном». Подбор актёра сделан весьма удачно. Евгений Власов смуглостью кожи и чернотой волос действительно чем-то напоминает выходца из Средней Азии. По сюжету, царь посылает боярского сына Свиньина (роль исполняет Владимир Юрьев) учиться корабельному делу во Францию. Ахмет отправляется с ним. В то время как Антон Свиньин нежится в постели, Ахмет ходит на занятия, откликаясь на фамилию хозяина. За него получает и аттестат по корабельному делу. Когда же Свиньин возвращается в Россию, Пётр I устраивает ему проверку, доверив управление фрегатом. Но тот едва не губит корабль. В решающий момент на выручку приходит Ахмет. В награду за спасение судна Пётр I производит его в дворяне и поручает управление флотилией.

«НАРОДНЫЕ» И «ЗАСЛУЖЕННЫЕ» бояре

На роли высокородных бояр отобрали заслуженных артистов России Владимира Кравченко, Вячеслава Михеева, Николая Чебыкина, артиста Валерия Брыксина. В роли Ненилы Варфоломеевны Свиньиной, матери Антона, выступает народная артистка России Ольга Пахомова (Овчинникова). Их герои составляют, по пьесе, главную оппозицию Петру I и его соратникам. Конфликт во всём — даже во внешнем виде персонажей. В то время как придворная знать уже переоделась в новомодные камзолы и пышные женские платья европейского образца, бояре по-прежнему носят длинные кафтаны, высокие головные уборы и свободную одежду до пят. Противостояние старого и нового — главное в спектакле. Оно проходит сквозь всё действие пьесы. Московский Пётр I — центральная фигура спектакля. В отличие от других персонажей, одет довольно просто: белая сорочка, жилетка, штаны и сапоги. Это подчёркивает его деятельную натуру. Он привык работать засучив рукава. «Я годами на этих вот руках мозоли натираю, сам в воде по колено флот российский на воды завоёванные спускаю…» — говорит о себе царь.

 

— Для меня важно сыграть не бронзовый памятник, а живого человека, который точно так же страдает, горюет, печалится и радуется, — поделился в интервьюс «Первым номером» Андрей Москвичёв, приглашённый актёр из Москвы. Пётр в исполнении Москвичёва получился решительным, мощным, безудержным. Он не только бреет бороды, но и рвёт щипцами зубы. Это действие олицетворяет собой удаление чего-то старого, уже отжившего, загнивающего. Процесс болезненный, но он необходим для оздоровления всего организма — государства и общества. Как некое откровение звучит финальный монолог Петра. В нём и размышления о судьбе России, и наставление современному поколению, и взгляд в будущее. Он называет имя Ибрагима Ганнибала, говоря, что его дети, внуки и правнуки прославят ещё Россию. Тем самым перекидывается мостик в будущее, к внуку Ганнибала — «солнцу русской поэзии» Александру Пушкину.

ИЗ ФИЛЬМА – ВСЕ ЛУЧШЕЕ

 Изначально было заявлено: спектакль не будет похож на фильм 1972 года. Но всё же пытливый зритель узнает здесь знакомые мелодии и песни. Режиссёр Елена Оленина взяла лучшее из советской экранизации. Бережно отнеслась и к тексту пьесы. Все герои на своих местах, включая Ибрагима Ганнибала (его нет в телевизионной версии). Оставлена та часть действия, которая происходит во Франции в доме госпожи Жермены де Курси (сцены также не вошли в фильм).

Оленина добавила в спектакль свои находки. Так, по сцене постоянно движутся лестничные конструкции на колёсах. Герои иногда перемещаются на них. В частности, лестницы использованы для обыгрывания чувства влюблённости. Очарованные друг другом Ахмет и Люба, взойдя на них, как бы оказываются в отрыве от земли, от всего будничного. В сценах трактира «Левикастрюля», где мадам Ниниш выясняет отношения со своими поварами, использованы элементы циркового искусства. По сцене, как бумеранги, летают металлические миски. Артисты запускают их друг в друга, при этом ловко ловят и подхватывают реквизит. 

В ЛУБОЧНОМ СТИЛЕ

Нельзя не отметить работу художника по костюмам Марии Алимовой. Актёры одеты в платья сочных оттенков с современной отделкой и символичными принтами: на костюмах бояр изображения церквей и деревянных домиков; у мореплавателей — кораблей, мачт и якорей.

Декорации пьесы сделаны по эскизам народного художника России Марии Рыбасовой. Они яркие, лёгкие, не загромождают сцену. Задник и кулисы оформлены в лубочном стиле. И чтобы не потеряться в этом богатом цветовом разнообразии, актёрам пришлось играть ещё более выпукло, интересно и мощно. Что, собственно, они и сделали. Порадовал зрителей, вызвав смех и аплодисменты, комичный дуэт Владимира Юрьева и Анжелики Фаустовой, сыгравших Антона Свиньина и Гликерию Жулеву. Они стали противоположностью другой паре: Ахмет — Люба.

ТРИ ЧАСА НА ОДНЛМ ДЫХАНИИ

Ну, так что же сложилось? Не слишком ли много всего сразу пришлось отведать зрителю? Думаю, нет, избытка не было. Как отметили после премьеры многие присутствующие, спектакль, который длится три часа, захватил их целиком, смотрелся на одном дыхании. Кому-то покажется долго, но выбрасывать эпизоды из этого насыщенного и «вкусного» повествования было бы обидно. Вобрав в себя положительные эмоции липецкого зрителя, артисты вскоре отправятся в поездку. На сцене знаменитого «Балтийского дома» в Санкт-Петербурге они дадут представление непосредственно в день рождения Петра I — 9 июня. Липчане желают им достойно выступить на большом фестивале.

 ________________________________ Текст: Юлия Дружинина Фото: Сергей Паршин, Ольга Белякова

 

 

Другие публикации: