Статьи за 2022 год:

Архив по годам:

Играла только сильных героинь

Липецкая газета 04.05.2022 https://lg.lpgzt.ru/aticle/igrala-tolko-silnykh-geroin.htm/

 

 

 

Спектакль «Вишневый сад». Лопахин и Шарлотта в исполнении Михаила Янко и Зинаиды Чередниченко, 1992 г.

Актриса Липецкого академического театра драмы имени Льва Толстого, народная артистка России Зинаида Чередниченко (Румянцева) в апреле отпраздновала юбилей. Виновница торжества более 40 лет покоряет своей игрой сердца липецких зрителей.

В Липецк Зинаида Владимировна переехала вместе с семьей в 1979 году по приглашению Владимира Пахомова. Легендарный режиссер возглавлял наш театр с 1977 по 2007 год и за 30 лет сумел сделать его центром культурной жизни Липецка, а также получить признание всей страны.

Невозможно работать вполсилы

В конце 70-х годов Пахомов начинал липецкий театральный эксперимент по воспитанию юного зрителя. Зинаида Чередниченко в этот период работала в Челябинском ТЮЗе. С Владимиром Михайловичем актрису познакомила ее подруга Светлана Погребняк, игравшая ранее на липецкой сцене.

— Годы работы с Пахомовым были самыми чудесными и удивительными в моей жизни. Мне было с ним по-настоящему комфортно, несмотря на его громогласность, — делится Зинаида Владимировна. — Он был замечательным руководителем и организатором, умел и зарядить, и направить, и поддержать артиста. Всегда было слышно, когда Владимир Михайлович появлялся в театре. Все тут же притихали, внутренне собирались. Его уважали, даже побаивались. Если он сидел в зале, то невозможно работать вполсилы. Нужно было выкладываться по-настоящему. Его любимая присказка: «Что вы как театр при тубдиспансере?! Не стойте здесь покойниками!». Конечно, у нас бывали и ссоры, и обиды, но это всего лишь моменты. Все в его жизни было подчинено профессии, он душу отдавал творчеству. Он поднимал нас до уровня столичных театров. К нам приезжали московские знаменитости, играли в наших спектаклях. Пахомов интересовался жизнью труппы, задействовал все связи, если кому-то была нужна помощь, мы для него были как семья.

— Современные режиссеры уже не такие, — с сожалением отмечает Зинаида Владимировна. — Зачастую они какие-то тихие, сидят, молча смотрят — сами в себе. Артист даже не понимает их отношения к происходящему на сцене. А его же нужно направлять, учить, подсказывать. Активных художественных руководителей сейчас очень не хватает.

Как будто в сказку попала

Чередниченко вспоминает первую детскую постановку, которую она увидела на липецкой сцене, — «Малыш и Карлсон».

— Это был добротный, хороший и светлый спектакль, я смотрела затаив дыхание. Как будто в сказку попала! Поначалу переживала, что мне долго не дают настоящие роли. Моей первой стала роль Говорящего Сверчка из сказки Толстого «Золотой Ключик». Помню, после нее все влюбились в мой молодой голос. А когда Владимир Михайлович предложил мне роль Сони в чеховском «Дяде Ване», я была так счастлива, — вспоминает Зинаида Владимировна.

Каждая из ролей для актрисы становится любимой. Говорит, что трудно выделить какую-то, на время работы она растворяется в каждом своем персонаже.

— Всегда играла только сильных, харизматичных героинь. Блеклых, слишком спокойных в силу своего характера я просто не смогла бы сыграть, ведь энергия из меня так и рвется наружу, — говорит Зинаида Владимировна. — Вдохновение у артиста есть далеко не всегда. Такое состояние полета, когда все идет само собой, бывает крайне редко. Над ролью надо трудиться по-настоящему, тогда, возможно, и появятся и полет, и легкость. Нужно заряжать себя изнутри. Мне часто говорят про мою энергетику, но она не сама по себе появляется, над ней надо работать.

— Перед спектаклем я не стою на месте, обязательно хожу, двигаюсь. А какое волнение каждый раз перед выходом на сцену! И если не поднимешь свой дух перед тем, как сделать первый шаг, не завладеешь зрителем с первой фразы, то потом придется мучительно выкручиваться, выпутываться эмоционально. А бывает, что партнер на сцене не в настроении — что-то недодает, не тянет. Тогда надо и коллеге помочь — встряхнуть, зажечь, — делится секретами мастерства народная артистка.

Актер всегда в процессе работы чувствует отношение зрителя к спектаклю. И оно может как вдохновить его, так и давить морально.

— Зал — он как море. Чувствуешь восприятие, реакцию — это сложный процесс. Хорошо, когда идет обмен энергией, дышишь в унисон. А иногда бывает очень тяжелый зритель, просто мертвый зал, и ты вязнешь в нем, — поясняет Зинаида Владимировна.

Тренированность души

Актерское мастерство – это, в первую очередь, тренированность души, отмечает актриса. А она заключается в том числе и в общении с умными людьми. Чередниченко с ностальгией вспоминает, какие интересные встречи устраивал Владимир Пахомов, каких ярких личностей приглашал на «Липецкие театральные встречи», на фестиваль «Мелиховская весна».

— Он старался, чтобы боль­шинство наших артистов были задействованы в спектаклях по Чехову. Старался просвещать нас, наполнить внутренне. На наши фестивали приезжали чеховеды. Были доверительные разговоры, обсуждения без критики, но с советами. Эти встречи совершенствовали, давали осознание, что актеры — нужные люди, несут нечто высокое в этот мир. В атмосфере взаимодействия с интересными людьми наши артисты получали огромный душевный подъем. Мы напитывались творческой энергией, а потом несли ее зрителю, — рассказывает Зинаида Чередниченко.

Актриса с сожалением отмечает, что подобные традиции уходят в прошлое, и это огромная потеря для театра. Зинаида Владимировна уверена, что без умного наставничества молодежь многое теряет. Говорит, что и зритель сейчас другой.

— Раньше публика была более взыскательной. Сейчас люди стали всеядные, не отличают хорошее от плохого. Возможно, этому способствуют современные технологии, гаджеты, клиповость мышления. В театре используется столько спецэффектов, что он превращается в шоу. Игру актера уже и не видно. А ведь зрителя тоже нужно воспитывать, предлагать хорошие истории, — считает Зинаида Владимировна.

Актрису в последние два года липчане не видели на сцене из-за пандемии. Но в этом году именниница обещает продолжить радовать зрителей.

Роли Зинаиды Чередниченко

В репертуаре Зинаиды Владимировны — множество ролей. Это и озорная Бесси в «Татуированной розе» Теннеси Ульямса, и хитроумная сваха Фрозина в «Скупом» Мольера. Она же — скромная Маша в «Чайке», эксцентричная Шарлотта в «Вишневом саде» Чехова, Домна Пантелеевна в «Талантах и поклонниках», вдова Белотелова в «Женитьбе Бальзаминова» Островского, Марья Москалева в спектакле «Сон во сне» и много других ярких образов.

Фото Геннадия Логунова и из архива театра драмы


Другие публикации: