Статьи за 2022 год:

Архив по годам:

Встретимся в театре

Газета "Первый номер" от 18 октября 2022 г.

В Липецке прошёл 38-й сезон «Липецких театральных встреч»
Успеть на всё! «Театральные встречи» — это самый настоящий квест, когда хочется побывать на всех спектаклях и постановках. Старейший театральный форум страны проводится с 1985 года. За это время на липецкой сцене выступали такие актёры, как Михаил Ульянов, Иннокентий Смоктуновский, Олег Табаков и Олег Ефремов.

ГЛАВНОМУ РЕЖИССЕРУ ПОСВЯЩАЕТСЯ

В этом году в конкурсной программе приняли участие коллективы из Москвы, Санкт-Петербурга, Белгорода, Сургута, Курска и других городов страны. Опера, драматические спектакли, творческие встречи с известными теоретиками и практиками — всё это «Театральные встречи — 2022».

В первый день театрального форума, который совпал с началом 102-го сезона, на фасаде театра Толстого открыли обновлённую мемориальную доску, посвящённую Владимиру Пахомову, он 30 лет возглавлял Липецкий государственный академический театр драмы.

— Это знаменательный день! Владимир Пахомов — человек, с которым ассоциируется Липецкий театр. Мы воздаём дань памяти этому замечательному театральному режиссёру, руководителю, человеку. Я верю, что Липецкий театр сохранит своё величие, театральные традиции и продолжит своё восхождение, — с приветственным словом обратился вице-губернатор Анатолий Якутин.

ПРИЗНАК ОПЕРЫ

«Первый номер» открыл марафон походов на «Театральные встречи» посещением выступления известной певицы Любови Казарновской. Постановка была посвящена художественному и театральному деятелю, основателю группы «Мир Искусства» Сергею Дягилеву. Оперу на сцене театра ещё не исполняли, это одно из нововведений этого сезона.

Певица появилась на сцене с большим букетом белых роз, который возложила к портрету Дягилева.

— Я не случайно посвятила Сергею Дягилеву своё выступление, в этом году мы отмечаем его 150-летие, — рассказала Любовь Казарновская. — Нам нужно больше вспоминать тех людей, которые составляют суть русской культуры, нашей нации и нашего ДНК. Нам есть чем гордиться. Как сказал Дягилев: «Я не только открываю Россию миру, я открываю русским русское». Сейчас, когда пошёл ориентир на всё западное, я считаю своей обязанностью нести нашу культуру.

Зрители слушали монолог Казарновской и с нетерпением ждали, когда же услышат вживую оперу в исполнении звезды. Концерт дополнялся выступлением московских артистов, но певицы в их числе не было. Перед публикой оперная дива выступила в необычном амплуа ведущей.

Эстафету у Казарновской приняла оперная солистка Большого театра Ирина Долженко. Встреча получилась интерактивной, в перерывах между номерами певица отвечала на вопросы зрителей, исполняла музыкальные отрывки на разных языках.

ЖИЛ ТАБАЧНЫЙ КАПИТАН

Открытие 102-го театрального сезона прозвучало музыкальной комедией «Табачный капитан» от театра драмы имени Толстого, которая органично влилась в «Липецкие театральные встречи». Впервые на суд зрителей она была представлена на закрытии театрального сезона в июне. О премьере можно прочитать в газете «Первый номер» № 21 от 7 июня.

ВОЛК В ОВЕЧЬЕЙ ШКУРЕ И ВСЕ, ВСЕ

Эстафету показов взял Сургутский музыкально-драматический театр. Он рассказал липецким зрителям «Легенду о Гамлете», обратившись к известной драме Уильяма Шекспира. Сценограф спектакля Юлиана Лайкова из Москвы получила специальный приз «Липецких театральных встреч» «За смелое и неординарное визуальное решение самой популярной пьесы мирового репертуара».

Всё происходящее на сцене записывалось двумя камерами и транслировались на большом экране. Режиссёрский ход позволил даже с задних рядов рассмотреть эмоции героев. Игра бровей, улыбки и задумчивые взгляды — ничто не ускользнуло от взглядов членов жюри и зрителей.

Конкурсный спектакль «Волки и овцы» показал Санкт-Петербургский театр-фестиваль «Балтийский дом». Интриги, подкупы, подложные документы, обман. Страсти накалились с первой минуты спектакля. По сюжету азартная барыня Мурзавецкая всеми возможными способами пытается прибрать к рукам наследство богатой молодой помещицы Евлампии Купавиной. Она почти достигает своей цели, посватав за вдовушку своего племянника. Но тут в игру вступает новый участник — помещик Василий Беркутов.

— Не очень люблю осовремененные постановки классических произведений. Поэтому, увидев героя в одежде нашего времени, подумала, что такое мне не понравится. Однако спектакль удивил. Сюжет пьесы затягивает не хуже сериалов. Не отрываясь, следила за развитием событий, — рассказала зрительница Кристина Некрасова. — До конца надеялась, что плохих разоблачат и добро восторжествует. Однако Островский удивил неожиданным финалом.

Единственное, что выбивалось из органичного хода спектакля, — странные движения актёров, сопровождавшие действие. Во время диалогов они падали на пол, изгибались, танцевали, махали ногами и руками. По задумке режиссёра, всё это передавало внутреннее состояние героев.

Коллектив увёз в Северную столицу специальный приз «Актёрскому ансамблю спектакля «Волки и овцы» за вдумчивое и страстное постижение мира Островского в XXI столетии».

НАГРАДЫ РОЗДАНЫ

Белгородский драматический театр имени Щепкина представил спектакль «Катерина Измайлова» (по очерку Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»). Экспертный совет отметил сценическую работу актрисы Вероники Васильевой, вручив ей диплом «За страстное и смелое исполнение роли, ставшей по праву заглавной». Курский драматический театр имени Пушкина порадовал липецких зрителей «Школой жён» Мольера, получив признание «За верность традиции высокой стихотворной комедии».

В конкурсной программе «Липецких театральных встреч» приняли участие два региональных театра. Экспертный совет отметил сценическую работу артиста Драматического театра города Ельца «Бенефис» Максима Краснова за исполнение роли Чацкого в спектакле «Горе от ума» по пьесе Грибоедова. Артист удостоен диплома «За глубокое, исполненное духа свободы исследование хрестоматийного образа».

Приз «За трепетную точность, проникновение в образы тургеневских героинь» получил исполнительский дуэт Александры Иванцовой-Гаделия (Наталья Петровна) и Александры Мерзляковой (Верочка) в спектакле Липецкого драматического театра «Любовь как стихийное бедствие» по пьесе Тургенева «Месяц в деревне».

МЕМОРАНДУМ ПОДПИСАН

«Липецкие театральные встречи» — настоящий калейдоскоп событий. Между постановками и творческими встречами успевали решать важные вопросы. Липецкий театр имени Толстого и театр имени Горького из Махачкалы подписали меморандум о сотрудничестве.

— Эта обменная гастрольная деятельность полезна и для зрителей, и для актёров. Приезжающие артисты знакомятся с нашим творчеством и, наоборот, мы знакомимся с их, — уверена главный режиссёр и директор театра Елена Оленина. — К сожалению, сейчас мы ограничены в путешествиях, у нас мало возможностей посмотреть постановки где-то. Махачкалинский театр же — это очень сильная труппа, и я очень надеюсь, что зрители, увидев их актёров на сцене, поймут, что это на деле так.

— Во-первых, Липецкий театр — большой друг нашего коллектива, — отвечает директор театра из Махачкалы Тимур Магомедов. — Следующий год указом президента страны будет объявлен годом Расула Гамзатова, мы отметим 100-летие великого поэта. Спектакли по его произведениям мы включим в наш гастрольный график. У него есть прекрасное произведение «Остров женщин», мы планируем представить спектакль по нему. И, соответственно, будем рады принять Липецкий театр на Дагестанской земле.

РАЗГОВОР О ЛЮБВИ

В расписание театрального форума органично вплелись даже научно-практические конференции. Среди них встречи с Любовью Казарновской, Борисом Любимовым, Дмитрием Мозговым, Александром Кузиным. Ведущие театральные деятели с удовольствием общались с липчанами. Народный артист России Валерией Баринов говорил о любви к жизни и Родине.

— Я слышал о «Липецких театральных встречах» раньше, в город приехал с удовольствием. Такие мероприятия важны. Особенно сейчас нам нужно больше встречаться, чувствовать друг друга. Театр — это соединение эмоций зрителя и актёра. Если же говорить о любви — это способность пожертвовать собой ради другого. Любовь к Родине — это то же самое. Я несколько раз был в Донбассе, недавно ездил на открытие мемориального комплекса Саур-Могила. Перед тем как приехать в Липецк, выступал перед мобилизованными ребятами. Это было, пожалуй, самое сложное. Сегодня у нас у всех одна тема. Поэтому в моём выступлении есть фрагменты и военной программы, и воспоминания. Мы сейчас должны быть едины как никогда!

Многим Баринов известен как исполнитель ролей военных. Неслучайно на встречу пришло много зрителей в военной форме:

— Театр должен жить. Сейчас достаточно много развлекательных программ, без которых вполне можно обойтись. Театр же поднимает боевой и патриотический дух. Это искусство, которое необходимо, — считает липецкий Герой Советского Союза Юрий Чурилов.
Завершился театральный форум творческим вечером народного артиста Евгения Князева со спектаклем «Пиковая дама». Разные спектакли, актёры и зрители. Неизменно одно — на «Липецких театральных встречах» всегда побеждает любовь к искусству!


Текст: Валерия Дьяченкова
Фото: театр имени Толстого 

 

 

Другие публикации: