Статьи за 2022 год:

Архив по годам:

МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ

Газета "Первый номер" от 1 ноября 2022 года

На сцене театра расположили круглую большую песочницу. В ней будут играть вчерашние дети, выпускники театральных вузов Воронежа, Ельца, Казани и Санкт-Петербурга. В конце августа девять молодых артистов были приняты в труппу. И вот перед ними сразу непростая задача — воплотить на сцене аллегорическую сказку французского писателя и военного лётчика Антуана де Сент-Экзюпери.

 
Маленький Принц из Рязани 
 
Несмотря на то что молодёжному составу дали карт-бланш, играть самого Маленького принца всё же доверили более опытной артистке Юлии Коробейниковой. Она больше года работает в липецком театре, до этого служила в театре «У моста» в Перми. В этом спектакле ей пришлось осваивать профессию кукловода. Кукла Маленького принца прибыла к нам из соседнего региона. Рязанский театр кукол изготовил её специально для Липецка. Куклой остались довольны. Особенно исполнительница главной роли. Говорит, черпала в Маленьком принце уверенность и спокойствие.
 
 — Роль далась мне нелегко, — призналась актриса. — Я впервые играю мальчика. Нужно было не просто понять психологию мужчины, но объяснить логику поведения ребёнка. Вся наша труппа полюбила эту куклу. Мы относились к ней как к живому человеку, заботились. У принца свой характер. Как всякий мальчик, он любит пошалить. В то же время он путешественник и мечтатель. Я же по натуре более энергичный человек. Спокойствие и размеренность брала у него. 
 
Живые марионетки 
 
К слову, наладить контакт с куклой драматическим актёрам помог известный в Липецке артист Иван Карпов. Ранее он работал в Липецком государственном театре кукол: выходил на сцену и даже ставил спектакли. Иван Карпов за считанные дни обучил драматических актёров азам своей профессии. 
 
Ещё одно «чудо» в последние дни перед сдачей спектакля сотворили приглашённые художник и видеограф. Они сняли процесс рисования песком на стекле. Во время спектакля отснятые видео проецировали на большой белый шар, который периодически появлялся на сцене. В ряде случаев он изображал ту или иную планету, которые посещал Маленький принц. 
 
Помимо интересного музыкально-визуального оформления, в спектакле использовали и другие необычные режиссёрские приёмы. Так, некоторые актёры изображали поведение марионеточных кукол. Тело Короля было словно подвешено за ниточки. Сзади стоял другой артист. Он руководил этой человеческой куклой, произносил за него реплики. Когда же отвлекался от процесса руководства, его Король падал. В этом — явный намёк на несамостоятельность фигур, которые появляются на реальной политической сцене.
 
Братья меньшие
 
Точно такой же приём использован при создании образа Лиса — мудрого наставника и друга Маленького принца. Его на сцене воплотили двое. Марионеточного Лиса играл выпускник Санкт-Петербургского института культуры Иоаким Бакал. Зрители оценили необыкновенную пластичность молодого артиста. «Марионеткой» управляет другой артист, Евгений Чурилов, прибывший в Липецк из Нововоронежа. Артист с добрыми глазами, которые так и светятся теплотой, на эту роль подобран будто бы не случайно. 
 
— Я сам был товарищем такого же маленького мальчика, моего брата, — признался Евгений. — У нас с ним серьёзная разница в возрасте — 17 лет. Сейчас ему шесть. С самого первого дня я был с ним. Застал его первые шаги, слёзы, улыбку, громкий смех. Все эти наблюдения вложил в свою актёрскую копилочку. Его искренние горящие глаза до сих пор меня самого возвращают в детство. Работая над ролью, я вспоминал его светлую детскую наивность и веру в сказку.
 
 Пантомима, цирк и калькуляторы 
 
Интересное решение нашли для образа капризной Розы. Нежный бутон решили создать при помощи прозрачного розового шарфика, надетого на голову актрисы. Движения же стеблей цветка изображал артист, стоящий в зелёных перчатках позади девушки. Нужно отметить, что на протяжении всего спектакля используются приёмы, характерные для искусства пантомимы.
 
Необычно передан образ Честолюбца. В оригинале он встретил Маленького принца, прибывшего на его планету, фразой: «А вот и восторженный почитатель явился…» Он очень хочет, чтобы ему аплодировали и им восхищались. В спектакле же Честолюбец выходит на некую арену цирка. У него готов целый номер: он показывает фокусы, танцует и ждёт от публики аплодисментов.
 
 Не менее ярок эпизод встречи Маленького принца с Деловым человеком. На сцену под динамичную музыку и мигание ярких лампочек выходят уткнувшиеся в какие-то гаджеты молодые люди. Сперва показалось: смотрят в телефоны. Но это были калькуляторы. Предводителем бригады бухгалтеров стал Деловой человек, всю свою жизнь считающий звёзды на небе и утверждающий, что он ими владеет. 
 
Образы и Делового человека, и Честолюбца, а также Географа, который не знает, сколько гор и морей на его планете, так как слишком занят, чтобы путешествовать, воплотил один и тот же человек — Юрий Галустов. Старшие коллеги, присутствовавшие на спектакле, смеялись его актёрским находкам. У парня, однозначно, комедийный талант.
 
Взрослые дети 
 
— Хотелось бы, чтобы родители, пришедшие на премьеру, стали лучше понимать своих детей: в каком мире они живут, чем дышат, что для них важно, а что нет. Хочется, чтобы, придя домой после спектакля, они обняли своих малышей, поцеловали, чтобы у них было всё хорошо, — такой общий посыл актёрского состава «Маленького принца» передал журналистам после сдачи спектакля актёр Никита Зеленин, исполняющий роль лётчика. 
 
Однако тема взаимоотношений детей и взрослых далеко не единственная в «Маленьком принце». Фанаты Экзюпери заметят отсутствие ряда сцен в спектакле. Так, например, вы не найдёте здесь встречу Маленького принца с Пьяницей, прикладывающимся к бутылке оттого, что ему стыдно… за то, что он пьёт. На земле Маленький принц не встречает Стрелочника, переставляющего стрелки на железной дороге. Именно этот герой произносит фразу, ставшую впоследствии крылатой: «Хорошо там, где нас нет». 
 
На мой взгляд, постановщики спектакля постарались плавно обойти и тему смерти. По всей вероятности, решили не травмировать маленького зрителя. А ведь у Экзюпери в конце произведения Маленький принц умирает от укуса змеи. В спектакле же он уходит к звёздам по некоей лунной дорожке. В финале звучит сказочная звенящая музыка, а актёры исчезают в гаснущем свете. Зритель словно бы вглядывается в небо, где горят сотни лампочек-звёзд. Ищет там Маленького принца — не видит его, но знает, что он там есть. 
 
В целом спектакль получился зрелищным и современным, может привлечь молодёжь. Музыка, видеоряд, необычные актёрские приёмы завораживающе воздействуют на зрителя. Сказка предназначена как для детей от 12 лет, так и для взрослых. Прекрасно подойдёт для семейного просмотра. __________________________ 
 
Текст: Юлия Дружинина 
Фото: Сергей Паршин
 
 
 
 

Другие публикации: