Статьи за 2021 год:

Архив по годам:

Нельзя оставить только хороших персонажей

Липецкая газета 26.03.2021 https://lg.lpgzt.ru/aticle/nelzya-ostavit-tolko-khoroshikh-personazhey.htm/

Премьерный спектакль Липецкого государственного театра драмы имени Л.Н. Толстого «Эвридика» пронизан духом современности. Хотя в основе пьесы французского драматурга Жана Ануя — древнегреческий миф.

Свою историю о любви Орфея и Эвридики Жан Ануй написал в 1941 году в оккупированной фашистами Франции. Его герои вполне современные люди, они существуют вне времени и пространства. Орфей — музыкант, Эвридика — актриса. Он устал и неудовлетворен. Она «то ли чего-то ждет, то ли ищет чего-то». Их чувство вспыхнуло вдруг. В нем оба стремятся укрыться от окружающей их пошлости, стать лучше и чище душой. Но «мир — это бездонная яма», и в ней пропадает и хорошее, и плохое, и то, чему суждено быть вечно. «Нельзя оставить только хороших персонажей», — рассуждает автор и окружает героев бесчувственными, равнодушными людьми.

— Почему «Эвридика»? Когда я искала материал для постановки, художник Женя Терехов предложил обратить внимание на эту пьесу. Он когда-то видел грандиозный спектакль, поставленный по ней, — объясняет выбор пьесы режиссер Мария Колычева-Кайзер. — Мне мифы Древней Греции не казались актуальными. Вернее, я не представляла, как их можно поставить, чтобы они стали интересны зрителю. А у Ануя все происходит в XX веке. Свободолюбивая Франция, пережившая торжество революции, была оккупирована фашистами и находилась в буквальном смысле в состоянии удушения. Эвридика для Ануя стала олицетворением безвольной и порабощенной страны. Мне очень понравилась пьеса.

Меня привлекают вещи, где присутствуют мистика, любовь, жестокая реальность. В пьесе Ануя все это есть. Работая над спектаклем, я всегда отталкиваюсь от автора. Ануй был женат на актрисе, работал в театре и знал его хорошо. Одним из его любимых авторов был Пиранделло, использовавший прием гротеска. И у Ануя окружение Орфея и Эвридики выписано гротесково. Все людские пороки он выставил изнанкой напоказ. Они выпячены специально. Поэтому все вокруг главных героев в масках. Это мир искусственности, вычурности. В таком обществе настоящая любовь загадится, она никогда не прорастет. Там она невозможна. Поэтому герои уходят один за другим.

У Ануя есть особенность: его текст мертв, если артисты не оживляют его своим интеллектом и темпераментом. Мы хорошо потрудились и продолжаем работать над спектаклем, чтобы зрители в зале вместе с актерами проживали историю любви Орфея и Эвридики, — отметила режиссер.

Другие публикации: