Статьи за 2010 год:

Архив по годам:

Липецкий государственный академический театр драмы им. Л.Н. Толстого 90-й театральный сезон

Театральный МИР №9 сентябрь 2010

Театр основан 5 июня 1921 года.

За многие годы своего существования театр претерпел значительные преобразования: вначале это был городской театр, затем, в связи с образованием Липецкой области, областной.

Присвоение имени Л.Н. Толстого и звания «государственного академического», то есть театра, который сохраняет и приумножает все достижения российской театральной школы и в то же время ведет плодотворную исследовательскую работу в поисках сегодняшних форм и методов театрального искусства.

Широкую известность театр приобрел главным образом благодаря так называемому «Липецкому театральному эксперименту». В относительно небольшом для России городе (около 500 тысяч жителей) театр стал сочетать в себе и театр для взрослого зрителя, и детский театр для детей и юношества. Кроме того, театр стал ставить на своей сцене много музыкальных спектаклей для разной по возрасту зрительской аудитории. Таким образом, в небольшом городе один театр совместил в себе функции трех театров: «взрослого», детского и музыкального.

Присвоение имени великого Толстого Липецкому театру связано с двумя обстоятельствами: железнодорожная станция Астапово (ныне станция ЛевТолстой), где умер писатель, находится на липецкой земле; кроме того, театр много лет плодотворно реализует просветительские идеи Толстого средствами театрального искусства.

Мелиховская весна

Липецкий театр является основателем известного театрального фестиваля - «Мелиховская весна». На протяжении четверти века коллектив театра проводит театральные действа в заповедном музее-усадьбе А.П. Чехова «Мелихово» в Подмосковье, куда выезжает труппа театра и разыгрывает свои новые спектакли по пьесам и литературным произведениям великого русского писателя, а также по пьесам о его жизни и творчестве. Фестиваль этот получил международный статус. На нем побывали многие выдающиеся деятели мирового театра, критики, ученые-чеховеды...

Липецкие театральные встречи

Известен театр и своими международными «Липецкими театральными встречами», которые более 25 лет подряд проводит на своей сцене. Как правило, это совместная работа театра с российскими и зарубежными учеными, театральными деятелями в форме научно-практических конференций. В Липецк на эти встречи съезжаются известные артисты, режиссеры, писатели, критики, ученые-театроведы и искусствоведы, в первую очередь-Чеховская комиссия Российской академии наук.

На этих театральных встречах в Липецком театре побывали такие именитые театральные деятели, как профессор Иельского университета в США Джексон, профессор Клюгге из Германии, профессор Рэфилд из Англии, профессор Питер Генри из Шотландии и многие-многие другие ученые театроведы и филологи, интересующиеся проблемами русского театра и русской культуры и обсуждающие их в рамках заявленной тематики встреч, такой, к примеру, как «Чехов и Чайковский», «Русская антреприза XIX века», «Чехов и Толстой», «Чехов и Ибсен», «Русская комедия от Гоголя до Чехова», «Творчество И.А. Бунина на сцене театра»...

Задает же тон всем этим дискуссиям, дает повод для обсуждения на конференциях и исследовательской работы новый спектакль Липецкого театра, специально поставленный по заявленной тематике. И это тоже стало традицией, которая отличает Липецкий театр от его собратьев по театральному делу.

В 2008 году, после смерти Владимира Пахомова, который был художественным руководителем театра более 30 лет, театру предстояло выдержать все трудности переходного этапа и не потерять динамики творческой работы.

Директором театра стала Людмила Должикова, главным режиссером - Сергей Бобровский.

Сохранять традиции и идти вперед

С театром у Людмилы Должиковой связана вся жизнь. Это не преувеличение. С детства родители организовывали семейные походы в театр на все премьеры в родном Мичуринске. В Липецком театре работает она уже почти 30 лет-экономистом, заместителем руководителя по экономике, сегодня директором. И в театре выросли уже ее дети.

Не слишком распространенный случаи, когда руководителем является человек, знающий театр изнутри, досконально.

Предоставляя полную свободу творческих решений главному режиссеру, Людмила Григорьевна четко формулирует задачи своей работы и стратегию развития театра.

- У Липецкого театра есть уникальные традиции, которые мы не хотим забывать и оставлять в прошлом. Это два значительных театральных фестиваля: «Мелиховская весна», одним из основателей которого является наш театр, и собственные «Липецкие театральные встречи». Участие в одном и организация другого позволяют театру быть в контексте театральных веяний, обмениваться опытом с коллегами и постоянно находиться в творческом движении.

Кроме того, всегда театр отдавал предпочтение в репертуарном плане серьезным произведениям русской и зарубежной классики. Сегодня театр стремится сохранить свою уникальность и, мы уверены, не будет «метаться из стороны в сторону», а планомерно выполнять поставленные перед собой серьезные и трудные, но выполнимые в случае уверенной и активной работы задачи.

Липецкий академический одним из первых театров России перешел в автономию. С апреля 2009 года он получил дополнение к своему названию - областное автономное учреждение культуры.

Это было довольно смелым решением директора, но не спонтанным.

- Были взвешены все «за» и «против», просчитаны риски, оценены преимущества новой структуры организации. Сегодня я абсолютно не жалею о своем решении. Для театра открылись новые возможности. Мы имеем возможность самостоятельно планировать и распределять полученный доход. Мы оценили, насколько проще решаются многие проблемы. Я считаю важным и то, что автономия требует от нас большей ответственности за театр. Мы все понимаем, насколько важно активно работать, чтобы театр развивался. Но также знаем, что наши общие усилия теперь могут быть и дополнительно вознаграждены - я стою на том, что и артисты, и все работники должны достойно зарабатывать - сегодня мы все почувствовали, что успешный сезон гарантирует дополнительные премии и надбавки.

8 мая этого года вышел закон «О реформировании всей бюджетной сферы». Грядут перемены и в театральной структуре. Липецкий театр оказался на шаг впереди и на сегодняшний день уже готов к изменениям, так как обрел большую самостоятельность.

- Первый шаг в будущее действительно сделан. Теперь предстоит огромная работа по применению новых способов работы, более детальному изучению ситуации.

Театр в предыдущие два сезона опробовал современную систему мониторинга рынка и изучения зрительской аудитории. Мы планируем внедрение новых методов работы со зрителями, готовы участвовать в экспериментах.

Нашему движению вперед, безусловно, способствует и грамотная художественная политика главного режиссера Сергея Бобровского. Мы работаем в команде и слышим друг друга. За два года вместе со всем коллективом он проделал огромную работу - репертуар театра обновился на две трети. Сегодня в нашей афише и русская классика -Чехов, Толстой, Гоголь, Гончаров, и западная драматургия - Ануй, Уильямс, постановки современных драматургов, которые в театре уже тоже признаны классиками нового времени, -Арбузов, Дударев, Ладо. Не забываем о юных зрителях - мы выпускаем минимум две премьеры для детей в сезоне.

Мы все почувствовали новую волну неподдельного зрительского интереса, что, естественно, отразилось и на наших показателях продаж в сторону роста.

Следующий сезон мы запланировали сделать более «легким» по сравнению с предыдущими, в которых преобладали спектакли на основе серьезной драматургии: в планах постановки по комедиям - Шекспир и качественная комедия положений. Этот выбор обусловлен пожеланиями зрителей. Мы не стремимся встать на путь коммерциализации театра, но заинтересованы в повышении продаж. И, честно говоря, сегодня можем себе позволить немного «повеселиться», так как уже создан полновесный качественный репертуар.

Театр активно принимает участие в фестивалях. Нашей гордостью является то, что премьеры Липецкого театра замечены и достойно оценены на тех форумах, где мы их представили.

Под занавес ушедшего сезона мы осуществили уникальный международный проект - совместный с Театром сценической классики (Цюрих, Швейцария). Режиссер из Швейцарии Людмила Майер-Бабкина подготовила премьеру по Т. Уильямсу «Прекрасное воскресенье для пикника". И это только первый этап для дальнейшего сотрудничества российской и швейцарской сторон, в разработке у нас новые совместные проекты.

Театр гордится своим уникальным коллективом - сильная труппа, профессиональные цеха. Сегодня театр рассчитывает только на успех.

- Нельзя сказать, что у нас совсем нет проблем. Зданию, в котором мы работаем, уже более 40 лет. Никогда не проводился основательный ремонт.

Для более качественного воплощения творческих замыслов нам объективно не хватает современного светового и звукового сценического оборудования.

Мы решили насущные проблемы, заботясь о комфорте зрителей и артистов, привели в полный порядок гримуборные, зрительный зал и фойе. Но это лишь косметический ремонт.

Недавно в Липецке прошел редкий по своей силе ливень. Мы и без того знали, какие есть слабые места у театра, - в тот день узнали все его трещины, разломы и щели. Без шуток, полную реконструкцию здания я считаю свой главной задачей на ближайшие годы. Вся проектно-сметная документация у нас готова, остается вопрос финансирования.

90 лет-значительный возраст для театра. Уже можно говорить о своих достижениях и заслугах, подводить итоги.

Липецкий академический театр в свой юбилей думает о еще не реализованных планах, перспективах дальнейшего развития...

Вика ВОЛОДИНА

Другие публикации: