Статьи за 2010 год:

Архив по годам:

Новый взгляд на классику

"Липецкая газета" от 15 сентября 2010 года

Почему  сложные, порой мучительные духовные искания Льва Толстого так актуальны сегодня? Как может помочь писательский гений человечеству, запутавшемуся в своих проблемах? В чем главная ценность огромного толстовского наследия? Эти и другие вопросы обсуждались на научно-практической конференции «Лев Толстой как нравственный ориентир в этической проблематике постсоветского театра», открывшейся в рамках фестиваля «Липецкие театральные встречи» в минувшую пятницу.

На традиционный театральный форум, проходящий в Липецке уже в 26-й раз, приехала большая группа исследователей жизни и творчества Льва Толстого, актеров, писателей, театральных критиков и журналистов. В числе приглашенных на фестиваль — профессор, директор Государственного музея Л.Н. Толстого Виталий Ремизов, сотрудники Института русской литературы Санкт-Петербурга, ведущие преподаватели университетов Центральной России.

«Лев Толстой и Липецкая область навечно связаны прочными духовными узами. На нашей земле остановилось сердце гения, отсюда он ушел в вечность. Важно сохранить и приумножить духовное богатство, оставленное писателем и философом. Оно  поможет нам разобраться в себе, найти ответы на сложнейшие вопросы бытия», —  подчеркнула, открывая  конференцию, заместитель главы администрации Липецкой области Людмила Куракова.

«Толстой совершил величайшие открытия. Его замалчивали, запрещали, искажали, и только сейчас мир пришел к пониманию, какой колоссальный труд был проделан писателем. Так давайте же возвратимся к нравственным ориентирам Толстого, как следует вчитаемся в это наследие и осмыслим его!», — призвал собравшихся Виталий Ремизов.

За три дня работы участники научно-практической конференции посмотрели и обсудили фильмы Виталия Ремизова о жизни и творчестве Толстого, заслушали ряд научных докладов исследователей творчества писателя.

В пятницу вечером премьерой спектакля «Смерть Ивана Ильича» открылся юбилейный 90-й сезон Липецкого государственного академического театра  драмы имени Льва Толстого.

Толстой написал эту повесть в 1886 году, почти сразу она была переведена на все основные европейские языки. «Все мои восемь томов не стоят этой одной книги», — признавался Мопассан. «Горжусь тем, что я русский!» — воскликнул, прочтя «Смерть Ивана Ильича», Чайковский.

Главный режиссер театра Сергей Бобровский предложил необычную трактовку классики, дав спектаклю определение «комильфотная драма».

«Комильфотный» — производное от французского выражения comme il faut, означает соответствие правилам светского приличия, хорошего тона. «Приятно и прилично» — так в двух словах можно описать смысл жизни главного героя, судейского чиновника среднего класса.

Режиссер перенес действие  произведения в современность, снабдив персонажей всеми главными атрибутами эпохи — элегантными деловыми костюмами, ноутбуками, мобильниками.

Приметы времени — на каждой минуте спектакля. Коллеги по службе, потирая руки, строят планы на должность усопшего, семья  покойного прикидывает возможные барыши, священник прерывая панихиду, разговаривает по сотовому.

Вдруг в абсолютной тишине раздается веселый рингтон мобильника. Бодрый Иван Ильич вскакивает со смертного одра в красных трусах «Adidas», и перед  нами за полтора часа проходит вся его обыкновенная чиновничья жизнь, предмет мечтаний и зависти многих.

«Приятно и прилично» — это когда новые гардины заменяют супружескую любовь, мелкие подачки — общение с детьми, а интриги по службе — искреннюю дружбу.

«Это же нормально, так все живут», — словно повторяет про себя Иван Ильич, погружаясь по накатанной годами колее  все глубже в трясину обыденности. Погружаясь стильно, со вкусом, танцуя под звуки танго с дамами в красивых нарядах, покупая в дом новую мебель, продвигаясь вверх по службе.

«Приятно и прилично» — так живут и остальные члены общества. Если ты болен, то без взятки врачи показывают тебе на выход. Да и деньги не особо помогают. «У вас или это или то, дальнейшее покажет исследование», — цинично бросает эскулап, продолжая переписываться по «аське» за экраном ноутбука. И только когда смерть внезапно оказывается совсем рядом, на расстоянии вытянутой руки, герой начинает задавать себе терзающие душу вопросы. Диалоги Ивана Ильича со смертью, пожалуй, самая сильная и страшная часть спектакля, поражающего до этого легкостью, ироничностью, обилием черного юмора и музыкальных номеров.

Безусловно, «Смерть Ивана Ильича» можно отнести к числу лучших спектаклей Сергея Бобровского на липецкой сцене. Нельзя не отметить и великолепную работу исполнителя главной роли Максима Дмитронченкова. Зрители «Липецких театральных встреч» смогут увидеть его еще раз сегодня, 15 сентября, в спектакле «Чайка» в роли Тригорина.

В воскресенье публика с большим успехом принимала спектакль Белгородского драматического театра «Завороженное семейство» (по пьесе Толстого «Зараженное семейство») в постановке главного режиссёра Театра Российской Армии, народного артиста России Бориса Морозова.

А гости, в свою очередь, пригласили нашу труппу на восьмой Всероссийский фестиваль «Актёры России — Михаилу Щепкину», который состоится в Белгороде в октябре 2011 года.

В понедельник вечером Елецкий театр «Бенефис» представил спектакль по пьесе Антона Чехова «Три сестры», а вчера артисты  Воронежского государственного академического театра имени Кольцова показали липчанам комедию Островского «Банкрот».

Сергей Малюков

Другие публикации: