Статьи за 2011 год:

Архив по годам:

Про жизнь

"Молодежный вестник" от 11 марта 2011 года

Банально? Нисколько. По радио и телевидению только об этом и говорят. А чем театр хуже? Ничем. Наоборот, лучше, потому что там про жизнь рассказывает сам Чехов.

Узнав о том, что Сергей Бобровский снова взялся за Антона Павловича, я подумала, это счастливое совпадение – давно сложившаяся традиция липецкого театра и стремление режиссера ставить философские спектакли. Подбирая материал для традиционного фестиваля «Мелиховская весна», Бобровский остановился на повести «Моя жизнь».

– Эта вещь поразила меня тем, что, написанная сто лет назад, остается очень современной, – утверждает режиссер.

Я НАЗЫВАЮ ЕГО СТАЛКЕРОМ

Почему Бобровский проводит аналогию с героем братьев Стругацких, ожившим в известном фильме Тарковского? По его мнению, такие люди, как Мисаил Чехова, редки, как святые. Он ищет приложение своим силам и, преодолевая непонимание и презрение, находит единственно возможный для него путь – жить на собственный заработок.

Сын дворянина отказывается от привычной обеспеченной жизни и становится обыкновенным маляром. Таким образом, в центре внимания оказывается молодой человек, ищущий свой путь. Его прадед был офицером, дед-профессор преподавал, отец, главный архитектор города, настаивает, чтобы и сын занялся достойным делом. Но Мисаил нарушает семейную традицию.

От отцовского деспотизма страдает и сестра Клеопатра, но и та покидает отчий дом. Судьба девушки трагична.

– Она идет путем любви и обретает свободу на краю гибели, – рассказывает режиссер. – Чехов не говорит прямо, отчего умерла Клеопатра. Но мы понимаем, что герои живут в уничтожающем пространстве, где царит ограниченное, рабское, зависимое, завидующее мещанское сознание.

События развиваются в маленьком провинциальном городке, где все, как и сейчас, построено на взятках, кумовстве, претензии на духовность. Нормальный человек задыхается в этом бездушном пространстве. Но герои выбираются из рабства, становятся независимыми от мнения городского общества.

МАЛЕНЬКАЯ ПОЛЬЗА

Так называют в повести Мисаила, живущего по глубоко нравственным принципам, не выставляющего себя напоказ. В любой ситуации он сохраняет внутренний строй духа, цельность натуры и свободу. Основная масса людей плывет по течению и идет на компромиссы. Этот же разворачивается на сто восемьдесят градусов, вызывая непонимание и со стороны дворян, и со стороны низшего сословия. Он видит и жестокие нравы, и необразованность простых людей, но тянется к ним, потому что, по его мнению, есть в мужике настоящий стержень, на котором все держится.

– В понимании Чехова «маленькая польза» – это духовный труд, который остается невидимым для мира, – объясняет Бобровский. – Наш мир держится на пиаре, звездности, достижениях. Мы замечаем только тех, о ком пишут газеты и рассказывает телевидение. Подлинные же герои далеки от такой суеты. Мисаил – пример для тех, кто хочет изменить свою жизнь, что смыкается с хорошо известной фразой писателя: «…выдавливать по капле из себя раба…». Герой это делает, освобождаясь от условностей и стереотипов.

ИЗ ТОСКИ ПО ИДЕАЛУ

– Думаю, Чехов понимал, что мир нельзя изменить, – замечает режиссер, – но тосковал по идеалу и создавал таких героев. Именно из тоски по идеалу возникает желание противостоять той обстановке, в которой живешь. Но нельзя всю вину валить на время, оно все то же, да и сейчас не обостренно сложное. Начать меняться можно только самому, не изменяя мир. Это самое сложное – творить суд над собой, «выдавливать из себя раба».

НЕТ ОСОБЫХ РЕЖИССЕРСКИХ ХОДОВ

Зато есть история, которая должна быть рассказана сердцем. Именно поэтому Бобровский создает спектакль для малой сцены. Зрители разместятся непосредственно в зоне действия актеров, а это почти вся труппа. Значит, не пропустят ни одной важной мелочи. Впрочем, у этого режиссера мелочей не бывает.

– Спектакль для тех, кто хочет изменить свою жизнь, – утверждает он. – Сытые и довольные не читают книг, не думают о духовной составляющей, да и в театр вряд ли ходят.

Наверное, вот такие, сытые и чересчур умные, предлагают убрать урок литературы из старшей школы, чтобы дети не имели возможности читать Чехова и Толстого, не задумывались о том, что из себя представляют и что у человека должен быть внутренний мир, а не только сотовый телефон, Интернет и деловые партнеры. А когда дети вырастут, им уже станет не до того.

Ольга Шкатова

Другие публикации: