Новости за 2009 год:

Архив по годам:

6

окт
2009

Леонид Хейфец: «Идеалы моих учителей я предать не могу...»

Предлагаем читателям нашего сайта запись  беседы с Маэстро о его Величестве Театре.

Являюсь ли я продолжателем идей моих великих предшественников?

Алексей Дмитриевич Попов, на курс которого я попал, был артистом Московского  художественного театра. И  в 1919 году его  покинул. Константин Сергеевич Станиславский написал ему на фотографии: «Трогательному мечтателю -  Алеше Попову». В 1919 году, уйдя из столичного театра, молодой Попов уехал в Кострому (как от Христа уходили апостолы) проповедовать систему Станиславского … Потом Попов вернулся  и был принят в труппу МХАТА второго. Он напрямую был партнером самого Михаила Чехова. Мария Осиповна Кнебель дружила с Чеховым и была актрисой Московского художественного театра и играла Шарлоту многие десятилетия в пьесе «Вишневый сад» рядом с Книппер-Чеховой... Самое невероятное, что я, в самом деле, всего в шаге от них. Когда моей учительнице М. О. Кнебель было десять лет, она сидела на коленях у Льва Николаевича Толстого. Какая удивительная  и нерасторжимая связь времен! Когда Мария Осиповна ушла из жизни, творческая лаборатория, которой она руководила, и ее курс перешли ко мне, как бы по наследству. Поэтому я, можно сказать, наследник по прямой линии самого Станиславского…

Что я могу сказать о состоянии современного театра? 

Сегодня, когда я смотрю нынешний театр, то думаю, предположить, что он будет таким, каким он стал ныне, не мог ни один человек, даже с самым ярким воображением:  ни Станиславский ни Мейерхольд…
В рамках  одного времени произошли процессы ошеломительные. Я сам нахожусь в большом затруднении: с одной стороны - идеалы моих учителей я предать не могу, я в них верю; а с другой стороны – жизнь такова, что эти идеалы вступают в страшное противоречие с самой жизнью… Еще совсем недавно я шел в Ленинскую библиотеку, долго искал нужную книгу, потом несколько часов ее конспектировал. Моей дочери на получение той же информации сегодня нужно всего сорок секунд. Путем несложных манипуляций с компьютером или сотовым телефоном, подключенным к интернету. Постичь и осознать это, особенно людям старшего поколения, очень трудно. Больной Чехов ехал два месяца на Сахалин. Сейчас этот путь на самолете занимает всего несколько часов...
Я говорю сейчас о смене только внешних факторов жизни. Но главное ведь не это. Совсем недавно платье женское было до пят. Потом оно немножко поднялось, обнажая лодыжку. Это уже была маленькая революция во взаимоотношениях мужчины и женщины. Сегодня обнажением тела нельзя удивить никого.  А ведь не так давно, когда я был молодым педагогом и ставил отрывки спектаклей в Щепкинском театральном училище, мне не разрешали ставить со студентами  постельную сцену с солдатом в кальсонах. Говорили: «Пусть ваш солдат наденет галифе и закроется одеялом»... А сейчас в Москве  не редко спектакли после открытия занавеса начинаются сразу же с полового акта. Да еще мужчины с мужчиной. В «Ревизоре», к примеру, Городничий живет с Петрушкой, Анна Андреевна вступает в близость с Хлестаковым, да еще и в нетрадиционной позе. Потом это  со смаком обсуждается по телевизору. Я уже не говорю про передачи типа «Дом-2». Запретов нет. Все позволено. Ходят по сцене совершенно обнаженные, причем не женщины, а мужчины, как в спектакле  «Король Лир» Шекспира в постановке Льва Абрамовича Додина.

А есть ли сегодня в отечественном театре режиссеры, которые держат планку не ниже великих мастеров прошлого?

Среди молодой режиссуры, точнее, режиссеров среднего поколения, говорю вам со всей  ответственностью, есть прекрасные, подлинные, серьезно размышляющие о жизни люди.  Например, после ухода по состоянию здоровья заведующего кафедрой режиссуры РАТИ-ГИТИС Петра Наумовича Фоменко был избран  на эту должность Сергей Васильевич Женовач. Ему – пятьдесят лет. Он уже полностью сформировавшийся мастер с высокой культурой и высокими художественными идеалами. И он не будет делать что-то, вне соответствия этим ценностям. Но он делает свой  Новый Театр. Его работоспособность, преданность Театру ничем не отличается от наших великих предшественников. И делает он сегодняшний, современный, а не старомодный и обветшалый театр. Он идет в продолжение всего лучшего в отечественном театре, но на новом витке развития - витке Правды, витке Открытости…

Как взаимосвязаны Город и Театр?  

Я верю в то, что постепенно Город, грубо говоря,  приучается к тому, куда зовет его Театр. Или Город приучается к тому, что Театр под него ложится, как в дешевом борделе.  Но вначале Город может и ощетиниться. Может сказать: «Вот раньше было»... Очень непростой период переживает сейчас и ваш театр. Но если постепенно и упорно служить нашему делу, (а я верю  Сергею Александровичу Бобровскому), Город примет новый настоящий  Театр. А вот дешевка – бесперспективна!...

Какие задачи должен решать в первую очередь театр?

На это гениально ответил еще Александр Сергеевич Пушкин: 
                               «И долго буду тем любезен я народу,
                               Что чувства добрые я лирой пробуждал,
                               Что в наш жестокий век восславил я свободу,
                               И  милость к падшим призывал».
Пожалуй, лучше Пушкина об этом не скажешь.

Петр ЧЕРЕДНИЧЕНКО, руководитель литературной части Липецкого академического театра драмы