Новости за 2011 год:

Архив по годам:

7

июнь
2011

Сергей Бобровский примерил бороду Льва Толстого

А ещё на 90-летии Липецкого государственного академического театра драмы им. Л.Н. Толстого поступило предложение организовать новый театральный фестиваль «Сердце России»

Сегодня Липецкий государственный академический театр драмы им. Л.Н. Толстого празднует День рождения: первая сохранившаяся афиша театра датирована 5 июня 1921 года. И хотя постановлением администрации Липецкой области №234 «О юбилейных датах» от 25.05.1995 юбилеем считаются 25, 50, 75, 100 и более лет с шагом в 25, для театра как всегда сделали исключение. Как пошутили сами актёры, через 10 лет многих из них уже не будет, а другим угрожают предстоящие выборы.

Для любого театра юбилей – это работа, для Липецкого государственного академического театра драмы им. Л.Н. Толстого – это была работа научно-практическая. «Народные арт-объекты» и «заслуженные артефакты» – народные и заслуженные артисты России сегодня вспомнили всю историю театра, и даже больше – всю историю нашего города. В качестве почётных зрителей на сцене были Лев Николаевич Толстой и его супруга Софья Андреевна. По ходу спектакля они то и дело шутили: «А может, лучше на Сокол?», напоминая о небезызвестном факте «раскола» в труппе при Владимире Пахомове. Но, как говорится, не бывает худа без добра: сегодня в театре прозвучала интересная мысль: Пахомов «родил» не только «Мелиховскую весну», «Яснополянскую осень», «Липецкие театральные встречи», но и второй драматический театр в нашем городе!

Но вернёмся к истории. Первый советский театр появился в Липецке в голод, разруху и холод. Идейным вдохновителем создания театра был Евгений Лавров, в апреле 1921 года набравший драматическую труппу в Москве. Первая пьеса «Савва» носила антирелигиозный характер и утверждала идеи анархизма. А до этого была «грязь истории»: театр возник на 142-й год существования города и был призван развлекать курортников. Как это было – сегодня показали в отрывке спектакля «Урок кокеткам или Липецкие воды».

С 1923 года театр почти на 9 лет затихает. А в 1931 году происходит его второе рождение – 23 февраля выпускают спектакль «Первая конная».

В 1938 году липецкий театр выпустил 4 премьеры, в 1940-м – 9, в 1941-м – 14. В годы Великой Отечественной 85 сотрудников театра ушли на фронт. В труппе осталось 18 актёров. И, тем не менее, ими было сыграно 150 спектаклей и дано 250 концертов для солдат и офицеров.

С 1947 по 1952-й год у театра снова непростые времена: за это время сменилось 12 директоров и 10 главных режиссёров.

Между отрывками спектаклей (были показаны «Мечта пилота» Водопьянова и легендарная пьеса «Савва», с которой всё начиналось) и докладами научно-практического празднования шли награждения грамотами и благодарственными письмами – Министерства культуры, администрации области и областного Совета депутатов, администрации города и Горсовета, выступления официальных лиц: вице-губернатора Людмилы Кураковой, главы Липецка Михаила Гулевского, начальника управления культуры и искусства Татьяны Гореловой, руководителя липецкого регионального отделения Союза театральных деятелей России Виктора Зябкина и гостей – директора музея Толстого Виталия Ремизова, худрука Орловского театра имени Тургенева Бориса Голубицкого, худрука театра «Школа современной пьесы» Иосифа Райхельгауза.

Кстати, для Иосифа Райхельгауза липецкая сцена как родная: в нашем городе он поставил 7 спектаклей, здесь же начинала карьеру его дочь. Виталий Ремизов же был ещё на 70-летии театра – тогда в компании с ним приезжал внук Толстого Сергей Михайлович. От Голубицкого, которые проработал в нашем театре 10 лет, сегодня поступило предложение организовать в Липецке, Орле, Туле и Рязани новый фестиваль «Сердце России».

Иосиф Райхельгауз подарил липецкому театру поздравительную афишу, на которой подписались все звёзды «Школы современной пьесы», Виталий Ремизов – копию завещания Толстого и книги из серии «Он и она», в которые вошли повести Софьи Андреевны, которые не публиковались и не имели сценического воплощения: Ремизов пожелал, чтобы их поставили в Липецке.

Были подарки и повесомее: незадолго до юбилея администрация области выделила театру 15 миллионов рублей на реконструкцию сценического оборудования, сейчас решается вопрос ещё и о закупке новой световой техники.

Не обошлось и без проколов, которые в театре умело превратили в импровизацию. Во время видеодемонстрации отрывка из «Чайки», показанной на самом первом фестивале «Мелиховская весна», пропал звук, и актриса Ольга Пахомова (Овчинникова) встала и сама прочитала знаменитый монолог «Люди, львы, орлы и куропатки».

В самом конце спектакля, длиной в 90 лет, зашла речь о главном – о нынешнем худруке театра Сергее Бобровском, ставящем сплошь трагические арабески, маргинальные притчи и комильфотные. Его профиль заменил профиль Толстого на эмблеме театра, а после Сергей Бобровский примерил на себя бороду Толстого, и «в духе позднего Андерсена и претенциозно-кричащего Сорокина» раздал артистам мётла, чтобы те вымели вон прах истории. Потом был салют, а что дальше – история умалчивает: у артистов начался корпоратив.

www.gorod48.ru