Новости за 2011 год:

Архив по годам:

26

сент
2011

Искандер Сакаев: «Современные люди, как и мольеровские герои, зачастую вынуждены играть чужие роли»

Первое впечатление на репетиции «Лекаря поневоле» - буффонада. Минимум декораций, максимум мимики, многозначные костюмы и фееричные костюмы. Сам питерский режиссер, поставивший Мольера на липецкой сцене, Искандер Сакаев определил жанр спектакля как «комическую мистерию».

- Мистерия – это всегда столкновение и борьба двух начал: Светлого и Темного, Добра и Зла. Мне хотелось поставить не только пьесу Мольера, но и окунуться в мольеровский театр. У нас простой свет, простая сценография. Зачем сложные декорации, если во время Мольера обходились без них. И хотя во времена Мольера театр был уже светский, и главная его роль была развлекать публику, нравоучение оставалось на втором плане.

Нравоучение у Искандера Сакаева в буквальном смысле на втором плане. На белом заднике время от времени всплывают названия семи смертных грехов, написанные на русском и латинском языках: блуд, чревоугодие, гнев, алчность, зависть, гордыня, уныние. В прологе эти смертные грехи будут висеть над каждым героем.

- Каждый герой будет соответствовать определению какого-либо греха, - набрасывая для помощника схему расстановки актеров и схему расположения надписей, пояснил режиссер.

Искандер Сакаев мечтал поставить «Лекаря поневоле» еще в 2009 году, когда проводил мастер-классы и тренинги по биомеханике среди липецких артистов. Уже была готова сценография и созданы эскизы костюмов. Но в Липецке не получилось, зато получилось в Ельце поставить «Тартюфа». Свою преданность Мольеру Искандер Сакаев объясняет просто:

- В Ельце Мольер был выбором театра, меня попросили поставить «Тартюфа». В Липецке же я сам предложил «Лекаря поневоле». Я видел несколько постановок этой пьесы. И мне захотелось сказать что-то новое. Что новое – пусть пока останется секретом. И это не из ложной скромности. Зритель должен сам оценить, что у меня получилось. Правда, на сто процентов то, что хотелось бы сделать, не получилось. Проблема во времени. Задумка, думаю, процентов на пятьдесят реализовалась, - посетовал режиссер. Но, что, несомненно, должно понравиться зрителям – это костюмы.

Костюмы вызывают удивление, возмущение, улыбку, но не оставляют равнодушным. К тому же, несмотря на то, что пьеса была написана почти 350 лет назад, смотрится она очень современно.

- Главная мысль пьесы какова? Человек попадает в ситуацию, когда вынужен играть чужую роль. Потом он с этой ролью сродняется. Я думаю, большинство людей и сейчас вынуждены быть не сами собой, а играть чужие роли, - философски заметил Искандер Сакаев.

Главный герой, Сганарель (в первой постановке пьесы его играл сам Мольер), по воле судьбы и интриги своей мстительной женушки попадает в переплет, - граждане принимают его за чудо-лекаря, излечивающего самых безнадежных больных. Пройдоха Сганарель с блеском справляется с такой задачей, - кто же из нас не смог бы консультировать от хворей, пусть это и было бы названо шарлатанством. Но принесло бы неслыханную прибыль? Пьеса, после которой все лекари отказались посещать пациента по имени Жан-Батист Поклен (Мольер), а все остальные зрители французского Пале-Рояль окончательно признали в нем гения, предстанет в исполнении заразительных и азартных молодых актеров академического театра: Эмина Мамедова, Екатерины Байбородовой, Лилии Боковой и других.

- Мне очень нравится работать с липецкими актерами. В отличие от девяноста девяти процентов российских театров, где живут за счет былой славы, Липецкий академический не почивает на лаврах и живет не прошлым, а бы даже сказал, будущим, - в перерывах между проверкой света и микрофонов откровенничал Искандер Сакаев.

Ежегодно в нескольких российских театрах выходят спектакли Искандер Сакаев. Он, по его же собственному выражению, относится к тем режиссерам, кого «ноги кормят». Еще недавно режиссер работал в Российском государственном академическом театре драмы им. А.С.Пушкина (Александринском), теперь стал «свободным художником».

- Работа в разных театрах, с разными актерами, дает возможность не застаиваться, дает возможность раскрыть себя. Конечно же, я бы с удовольствием работал в стационарном театре. Но пока таких предложений, которые бы устроили меня, которые позволили бы развернуться, проявить себя с разных сторон, не поступало, - рассказал LipetskMedia режиссер.

Сейчас в театре идут последние репетиции. Отменен даже выходной день, понедельник – премьера состоится уже 30 сентября.

www.lipetskmedia.ru