Новости за 2012 год:

Архив по годам:

23

окт
2012

УСПЕХ, ПРОВАЛ, СКАНДАЛ И КОНФЕРЕНЦИЯ

Несмотря на внушительную цифру, фестиваль под этим названием прошел лишь во второй раз, а дипломы лауреатов были вручены впервые.

Липецкий театр драмы много лет возглавлял Владимир Пахомов. Он любил и много ставил Чехова, стоял у истоков фестиваля «Мелиховская весна» в чеховской подмосковной усадьбе, а у себя в театре проводил научно-практические конференции под тем же названием. На них за 25 лет перебывали, наверное, все отечественные чеховеды.

Времени расцвета В. Пахомова я не застала, в последние годы его жизни спектакли свидетельствовали о больших проблемах, а пять лет назад Пахомов умер. Новый главный режиссер Сергей Бобровский и директор Людмила Должикова, работавшая и при Пахомове, решили конференцию сохранить, но видоизменить. Во-первых, Липецкий театр носит имя Л. Н. Толстого, ему и решено было посвятить встречи филологов. Во-вторых, логичным показалось объединить с конференцией показы не только своих спектаклей, приглашать гостей, проводить обсуждения, в которых принимали бы участие не только критики, но и филологи, как это делается на Пушкинском фестивале в Пскове.

Тема нынешней конференции — «Толстой — наш современник?», со знаком вопроса. Доклады ученых и музейщиков касались не только Толстого, но и вопросов современной интерпретации классики. Виталий Борисович Ремизов (Государственный музей Л. Н. Толстого, лаборатория «Школа Л. Н. Толстого», Москва) выступил с академическим по форме, но полемическим, даже парадоксальным докладом о чуждости Толстого нашему времени. Татьяна Павловна Дудина (профессор Елецкого университета) рассмотрела малые драмы Толстого с точки зрения их публицистичности. Критик, профессор РАТИ Нина Алексеевна Шалимова говорила об отсутствии актеров, имеющих право на роль в постановках Толстого, — ведь для того, чтобы играть его героев, недостаточно таланта и мастерства. Молодой липецкий философ Екатерина Немчинова, в последнее время успешно пишущая о театре, рассказала о постановке «Смерть Ивана Ильича» в Липецкой драме. На конференции выступил даже юный ученик кадетской школы, рассказав о восприятии Пети Ростова современными подростками.

Диалог между филологами и людьми театра продуктивен, он позволяет сменить оптику. Но еще интереснее, с моей точки зрения, участие литературоведов в обсуждениях спектаклей — их пристальное, пристрастное внимание к тексту, знание широкого культурного контекста.

В прошлом году на фестивале преобладала классика, в этом — современность.

Говорят, и это уже стало банальностью (но работает!), чтобы фестиваль состоялся, на нем должен быть один успех, один провал и один скандал.

Консервативный липецкий зритель был возмущен спектаклем Ярославского ТЮЗа «Валентинов день», не вызвал энтузиазма текст Ивана Вырыпаева и у жюри, которое обошло этот спектакль наградами. А по-моему, постановка молодого режиссера из Москвы Виктории Михеевой в целом состоялась. Ей и художнику Алексею Дмитриеву удалось то, чего не вышло в свое время у Виктора Рыжакова, нашедшего ключи к другим пьесам Вырыпаева. Спектакль ярославцев, зыбкий, хрупкий и одновременно емкий, концентрированный, остановил время жизни Валентины перед ее смертью, смешав времена, сделав равноценными собеседниками живых и умерших, юных и постаревших. Зрелые профессиональные актеры (Татьяна Гришкова (Валентина), Ирина Капралова (Катя), Владимир Шепелев (Валентин)) оказались более восприимчивы к языку режиссера, а из молодых выделялась Руслана Доронина (Катя в юности), приглашенная Михеевой из Москвы.

По разряду провала несомненно проходит «Сказание о Сергии Радонежском» Московского областного театра им. А. Н. Островского, спектакль-профанация, поставленный по слабой, «прикладной» драматургии, напоминающей новогодний утренник или литературно-музыкальную композицию, вне какого-либо жанра, эклектичный и бессмысленный. Зрители были снисходительны — их привлекла тема. Но тем преступнее существование таких спектаклей.

А несомненной удачей стала липецкая премьера Сергея Бобровского «Полковник Птица», который поставил пьесу Христо Бойчева почти как клоунаду про наше всеобщее безумие, страшное, но и веселое, театрально феерическое. Приглашенный Бобровским из Рязани Максим Дмитроченков, похоже, обжился в труппе, он блестяще сыграл Полковника безумцем, буквально восставшим из мертвецов и увлекшим своих подопечных к сну золотому. Спектакль умный, командный, яркий. Хотя он не лишен недостатков (например, второй финал ослабляет впечатление — он о-очень красивый и умный, но ненужный), жюри не покривило душой, назвав режиссуру и исполнение главной роли — лучшими на фестивале.

В целом программа «Липецких театральных встреч» была интересной и подарила эти самые встречи. Кто знает про жизнь Астраханского ТЮЗа? Этот город потерян на театральной карте страны. Однако их недавно поставленный спектакль «Академия смеха» цепко держал внимание: подробно разобранный режиссером Андреем Радочинским, лаконично, осмысленно сыгранный Станиславом Журавлевым (Цензор) и Дмитрием Юницким (Автор), с точечно расставленными знаками восточной культуры, он рассказал о главном — общечеловеческом — победе искусства над косностью. Психологическая дуэль персонажей, превратившаяся в праздник сотворчества, была сыграна мастерски, и актеры получили диплом за дуэт.

Две постановки чеховских рассказов, «Нешуточки» Константина Рехтина (Северный театр им. М. А. Ульянова, г. Тара Омской области) и «Дачный театр Антоши Чехонте» Владимира Байчера (Мелиховская театральная студия) были поставлены года два назад и уже игрались на разных фестивалях. Оба спектакля очень выросли! Сложно придуманные режиссером «Нешуточки» были сыграны с обычным для Тарского театра командным азартом и любовью, с болевой чеховской подкладкой, правда, неровно из-за многочисленных вводов. «Дачный театр» приобрел большую цельность, но был порушен не в меру расшалившимся премьером, решившим поимпровизировать.

Не испортил программы красивый, но несколько формализированный «Заколдованный портной» израильского театра «Zero» с солирующим Олегом Родовильским. Спектакль этот в последние два года много поездил по российским фестивалям, но для Липецка оказался в новинку. Как и «Мцыри» Школы драматического искусства, воспринятый здесь как смелый эксперимент.

В общем, липецкому фестивалю, для того чтобы он стал масштабным событием, нужно тщательнее работать над программой, искать возможность приглашать преимущественно премьеры, стараться залучить к себе постановки художественно образцовые, чтобы задать более высокую планку конкурсу. И, конечно, сохранять связку «конференция — фестиваль», стараясь придать диалогу ученых и театралов большую остроту.

Александра Лаврова

www.ptj.spb.ru