Новости за 2012 год:

Архив по годам:

27

нояб
2012

Размышления… на тему дня рождения!

Не знаю, как у вас, а у меня повод сходить в театр найдётся всегда, а уж написать об этом – вообще милое дело. Мне бы уже действительно впору рубрику заводить – «Театральный Роман». Сегодня поводов для очередной публикации в этой виртуальной колонке целых два, оба, как следует из названия, – торжественные. Итак, отправляемся за кулисы Липецкого государственного академического театра драмы имени Льва Толстого

Мнения вечером у камина

По какой-то причине практически все публицистические изыскания на тему театра в нашем журнале носят оттенок предвосхищения (например, очередной премьеры) либо констатации (будь то отчёт об этой самой премьере или посещении спектакля заезжей труппы). А вот глубоким, так сказать, под лупой анализом баловаться почему-то у нас не принято. На сей раз будем рушить стереотипы и вовсю рассуждать и препарировать. В качестве предмета для подробного, но неутомительного дискурса возьмём (ну куда без информационного повода, в самом деле!) недавно дебютировавшую на нашей сцене, совсем ещё свеженькую, то есть новорождённую, постановку «Сон во сне». Поговорить о пьесе как минимум любопытно, поскольку интриг вокруг неё закрутилось предостаточно.

Начать хоть с того, что Достоевского в Липецке, как ни странно, доселе никогда не ставили и «Сон во сне» по повести «Дядюшкин сон» оказался премьерой фактически двойной. Также небезынтересно узнать, что автором инсценировки стал главный режиссёр академического театра драмы Сергей Бобровский, взявший на себя двойную ответственность помимо обязанностей постановщика. Первые представления, показанные 16 и 17 ноября, единства мнений не породили. Причём не только среди публики, но и в рядах самих работников театра и актёров. Дровишек в разгорающийся костёр страстей подбросила ещё и гастроль Московского театра имени Ермоловой с фантасмагорической комедией «Мордасовские страсти», материалом для которой послужил… правильно! Всё тот же классический текст Фёдора Михайловича! Сравнить столичную интерпретацию с нашей преданные театралы имели возможность уже 20 ноября. Слава Богу, такой казус никого не смутил, и обе «конкурирующие фирмы» собрали полный зал. Самоотверженности липецких зрителей стоит только подивиться!

Специально выждав небольшую паузу, через несколько дней после сдачи нового спектакля я заявился в кабинет к художественному руководителю липецкого академического. Сергей Бобровский выглядел несколько рассеянным и одновременно немного озабоченным. По всему было видно, что режиссёр до сих пор ещё находится под впечатлением от прошедшей премьеры.

Сергей Александрович, вы не перестаёте удивлять липчан. Ваши постановки будоражат умы и блогосферу. Вещь получилась объёмная, много текста. Много народной артистки Зинаиды Румянцевой, которая исполняет главную роль. Претензия на философствование снова видна невооружённым глазом. Как всё это восприняла публика? Ожидаемой ли была реакция?

– Это Достоевский – добавить нечего. С одной стороны, я не сказал бы, что спектакль перегружен монологами. Я специально пытался сделать повествование как можно более лаконичным. С другой стороны, от обилия текста действительно уйти было сложно. На уровне инсценировки я планировал изначально один акт – часа полтора. Но не пошло. Ведь у Достоевского герой захлёбывается от своих собственных мыслей – так уж повелось. А длинно или коротко – главное, чтобы была выражена мысль. Избранная мною форма достаточно легка для восприятия, несмотря на продолжительность пьесы. Местами – сатира, местами – комедия. Тем не менее оттенить боль за Россию, борьбу с порочными социальными установками практически невозможно. В «Дядюшкином сне» Фёдор Михайлович ведёт речь о пространстве провинции. Сами имена собственные намекают на царящие там нравы: город Мордасов, Мозгляковы, Паскудины, Сыромясовы, Курицыны… Сама Москалёва – это русская морда москаля. Абсолютно актуальная для сегодняшнего дня ситуация. Жизнь мелкими страстями. Подлог, обман, сплетни. У меня есть вводная сцена, которая происходит на Крещение. Батюшка призывает собравшихся креститься, а в это время в толпе происходит бурное обсуждение: «а как же там у Москалёвой?» В итоге в диспут вступает вся толпа и до священника уже никому нет дела.

– Ваше отношение к критике, которая звучит в ваш адрес после практически каждой премьеры?

– Как говорил Мейерхольд, зал во мнениях должен делиться надвое, 50 на 50, половина «за», половина «против». Лучше всего достичь именно такого резонанса – значит, ты попал в цель. Критики, как таковой, я не слышал. Те несколько немотивированных высказываний в Интернете, что попадались мне на глаза, сами не выдерживают никакой критики в смысле содержания. «Мне стало скучно на первом акте, по¬этому я ушёл». Позвольте, ну как же вы можете сформировать мнение о спектакле, если даже не удосужились посмотреть его до конца? Или просят сформулировать в двух словах, о чём спектакль. Извините, если бы я мог вложить мысль в два слова, зачем мне растягивать высказывание на два с половиной часа?! Кто-то не любит Бобровского? Что ж, это совершенно нормально. Так же, как и Достоевского полмира терпеть не может. Меня, слава Богу, столько людей не знает. Некоторые говорят, что я, дескать, пере¬иначиваю оригинал. Отнюдь нет: «Дядюшкин сон» – вещь давно известная с определённым сюжетом и фабулой, никакой отсебятины я туда не привнёс. Сатира на дворянские нравы – вот что вижу в пьесе я. И это вполне удачно перекликается с современностью. Оттого я и определил жанр постановки как «комедия нравов». Немного конкретизирую: я рассматривал сам феномен сплетен, слухов, отсутствия собственного мнения. Фарс, драма, комедия – всё переплелось, всё, как в жизни. Достоевский, мне кажется, немного издевается, смеётся, почти как Салтыков-Щедрин. Классик живописует картину земного ада, где дядюшка в финале сходит с ума. В моей версии его изгоняют из Мордасова, закатав в бочку.

– На ум приходят сразу ещё и Гоголь с его галереей уродов или Чехов с плеядой «людей в футлярах»…

– Конечно. Достоевский явно идёт по стопам Гоголя, только со своим взглядом. Низкий вкус, мелкие страсти… «Таково оно – чутьё провинциалов. Инстинкт провинциальных вестовщиков доходит иногда до чудесного. И, разумеется, на то есть причины. Каждый провинциал живёт, будто под стеклянным колпаком, и нет никакой возможности скрыть что-то от своих почтенных сограждан. Вас знают на¬изусть, знают даже то, чего вы сами про себя не знаете. Провинциал уже по натуре своей должен бы быть психологом и сердцеведом. Вот почему я иногда искренне удивляюсь, весьма часто встречая в провинции вместо психологов и сердцеведов чрезвычайно много ослов».

– Театр – игровое пространство, где тебе предлагают стать частью игры. Почему люди не желают включаться в игру? Вместо этого предпочитая рассуждать из своей скорлупы, из-под стеклянного колпака о вещах, которые от них на самом деле бесконечно далеки?

–  Значительно приятнее и безопаснее, не разобравшись в ситуации, подвергать всё и вся огульной критике и сомнению. Весь наш спектакль – камень в огород подобных мнений. Хотя искренне верю и вижу, что большинство липецкой театральной аудитории в контекст всё-таки включены, – это обнадёживает.

Мы благодарим Сергея Александровича Бобровского за искренний разговор. Надеемся, и для вас, театралов, прочитанное станет поводом к размышлению или достаточным резоном лишний раз обратиться к томику Фёдора Михайловича Достоевского. Или сходить в театр. Кстати, если уж отправитесь туда в ближайшее время, не премините поздравить Людмилу Григорьевну Должикову, поскольку…

У директора театра – юбилей!

Людмиле Григорьевне 25 ноября исполнилось шестьдесят лет, из которых она почти половину отдала Липецкому государственному академическому театру драмы имени Льва Толстого. Прежде главный экономист театра, Должикова вот уже двенадцать лет стоит у руля нашего флагмана Мельпомены.

На сегодняшний день Людмила Григорьевна является одним из самых опытных, авторитетных руководителей в сфере культуры нашей области. Перечислять все её заслуги перед драматическим искусством в Липецке не представляется возможным – слишком уж велик опыт, и сделано было действительно многое. Лучшим подтверждением того, что директор имеет все основания на занимаемую должность, служит последняя награда, вручённая Должиковой. В 2012 году Людмила Григорьевна стала обладателем Почётной общественной медали «За доблестный труд» по итогам Международного форума «Инновации и Развитие», проводимого Управлением по делам Президента.

Редакция «Итогов недели», деятели культуры и искусства, а также театральная общественность сердечно поздравляют директора с юбилеем! Долгие лета, уважаемая Людмила Григорьевна! Ну а самые искренние, добрые и ценные пожелания вам адресуют коллеги.

Сергей Бобровский, главный режиссёр театра

– Людмила Григорьевна обладает пониманием театра как предприятия, выпускающего художественный продукт. Из последнего факта вытекает масса задач по обеспечению этого продукта. И в этом отношении как директор и как человек она проявляет себя очень внимательно и грамотно. Одним из ценнейших качеств является способность саморазвития, быстрого включения в ситуацию. Мы желаем Людмиле Григорьевне мудрости, терпения и хорошего здоровья на многие годы!

Михаил Янко, народный артист России, лауреат Госпремии России

– Мы с Людмилой Григорьевной были коллегами по театру, когда она служила ещё экономистом. В своё время, когда театр испытывал очень тяжёлые времена, остался без руководителя и по многим показателям находился даже не в нулевой точке, а в отрицательной, она грамотно подставила плечо, сформировала финансовую политику, в контексте которой у коллектива был шанс достойно пережить сложности и начать динамическое движение вперёд.

Лично мне импонирует ситуация, когда Людмила Григорьевна игнорировала некую условную вражду между двумя театрами в городе и предложила коллегам дружить домами. Сегодня Театр в России стоит на пороге перемен, и мы готовы к ним. Наш директор смело перевела театр в автономию, сделав его более самостоятельным и решительным.

Хуррам Касымов, артист театра

– Людмила Григорьевна Должикова продолжает путь Владимира Михайловича Пахомова. Она поддержала традиции и линию бывшего художественного руководителя, когда изменилось многое. Она – руководитель и человек, готовый на компромиссы ради интересов театра. Сегодня наш директор поддерживает тенденции нового направления развития липецкого академического театра.

www.lpgzt.ru