Новости за 2022 год:

Архив по годам:

8

фев
2022

Режиссер-постановщик Александр Баргман: о новом спектакле "Русский роман", о Толстом и главной женщине в жизни гения

 

На фото : Александр Баргман - российский актер театра и кино, режиссер, лауреат Госпремии РФ

 

– Александр Львович, сегодня липецкие театралы – в состоянии предвкушения! До премьеры «Русского романа» чуть больше месяца. Не скроем, интерес связан еще и с Вашей персоной. Вы – известный актер, режиссер. Вы бывали в Липецке со своими спектаклями, и липчане принимали их тепло и с восторгом. Но с липецкой труппой Вы работаете впервые. И новый спектакль останется в репертуаре. Расскажите, пожалуйста, почему выбор пал именно на пьесу «Русский роман»? Чем Вас зацепила эта история?

– Я давно, порядка 10 лет, веду собственный, театральный диалог со Львом Николаевичем. Это уже четвертый спектакль, который, так или иначе, связан с Толстым. Сначала была «Крейцерова соната» в Тюмени, потом – ни много ни мало «Война и мир» в Будапеште, затем в Театре имени Комиссаржевской в Санкт-Петербурге – спектакль по пьесе кубинского драматурга Нило Круза «Анна в тропиках» - пьеса о влиянии романа «Анна Каренина» на жизнь простых работников табачной фабрики где-то там, за океаном. Каждый раз казалось, что диалог с автором закончен или надолго прерван, но нет! С Львом Николаевичем не все так просто! Общение продолжается!

Когда я прочел пьесу «Русский роман», я понял, что вновь хочу размышлять о Толстом, о его пути, о поворотах судьбы, об изгибах его громадной, сложной, великой жизни. Такой непостижимой и противоречивой, наполненной поисками смыла и мощнейшей творческой энергией. Кажется, это должно быть интересно и актерам, и зрителям. Автор пьесы – Мариус Ивашкявичус - выдающийся современный драматург и писатель предлагает невероятно увлекательный ход: посмотреть на жизнь великого писателя сквозь призму взгляда на нее Софьи Андреевны - жены писателя. Пьеса мощнейшая!

– Вы говорили о пьесе как о нестандартной и очень оригинальной. В чем ее смелость и новаторство?

– Пьеса привлекает своей нелинейностью. В ней то возникают, то исчезают привычные драматургические ходы - начало истории, закручивающаяся интрига, кульминация, развязка и так далее. В этой пьесе все по – другому, здесь много морока, снов, она и реальна, и нереальна. Достаточно прочитать первую ремарку: действие происходит «везде и нигде». Уже не живущая, не существующая Софья Андреевна пытается разобраться в вопросах к своей жизни, пытается вернуть утерянное, главное, разорванное в жизни с мужем и детьми, вернуть себе назад уже навсегда ушедшего Льва Николаевича, воскресить любовь. Мы вместе с ней словно проходим весь путь ее жизни. Сам же Толстой как персонаж в пьесе не появляется, но…все не совсем так.

Кроме того, здесь поднимается интересная тема: влияния жизни на литературу, а затем литературы – на жизнь. Писатель живет, набирает знания, его жизненный опыт воплощается в его произведениях, а потом получается так, что произведение влияет на жизнь писателя, предопределяет ее.


– «Русский роман» … приоткройте завесу тайны, о каком из романов великого гения речь?

– Спектакль посвящен роману «Анна Каренина», который принес Толстому подлинную мировую известность. Одна из главных идей автора в том что этот роман предрек судьбу Льва Николаевича, уход и смерть Анны Карениной — это уход и смерть самого Толстого. Пьеса о взаимном отражении реально существовавших людей и персонажей, которые были с них списаны.

Так, Левин и Кити тоже списаны с самого Льва Николаевича и Софьи Андреевны. И в романе очень много сцен из их реальной жизни. Например, в пьесе есть сцена «Мел», когда Кити и Левин пишут мелом первые буквы слов, которые хотят друг другу сказать, но не решаются. Расшифровывая, понимают, что это признание друг другу в любви. Так было у самих Толстых.

Пьеса, как бы переливается из литературы– в жизнь, из жизни – в литературу. Но… не стоит строить иллюзий. Литература влияет на жизнь писателя не только возвышающе, но и трагически. Пьеса полна отчаяния и писательской правды. Каждый великий писатель пишет о себе. В каждой строчке – есть он, с его опытом, с его дорогами. А Толстой весь соткан из дорог, Толстой всегда – в пути, как писатель, как философ. Он менял свои взгляды на себя, на жизнь, на взаимоотношения с Богом. Эта огромная жизнь была соткана из множества маленьких жизней. Толстой – Океан, который соткан из огромного количества течений разной глубины и разного наполнения. В этом и есть Толстой. Непостижимый! Великий!